на главную

Страховщики выписывают свою «противоугонку»

Развитию рынка противоугонных систем способствуют: ухудшающаяся криминальная обстановка, несовершенное законодательство, коррумпированность силовых структур, а также заградительные тарифы страховых компаний и их банкротства. Тарифы КАСКО по риску «хищение» страховщики определяют отдельно для каждой модели, года выпуска и зависят от статистики убыточности.

По официальным данным, в I квартале 2009 года в Санкт-Петербурге было зарегистрировано 1385 случаев посягательства злоумышленников на транспортные средства. Это на 18% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Как и прежде в списке наиболее «ходовых» у преступников машин числятся различные модели: Toyota, Mazda, Mitsubishi, Ford и Volkswagen. Подавляющее большинство автомобилей данного сегмента до сих пор не оборудованы противоугонными системами и наиболее уязвимы с точки зрения несанкционированного вскрытия.

В петербургском филиале страховой компании РОСНО сообщили, что треть выплат от всех угонов в 2008 году пришлось на модель Mitsubishi Lancer. Чуть реже угоняли Subaru Forester (5,2%), Mitsubishi Outlander (4,5%), Toyota Land Cruiser (3,7%). Также  к категории угоняемых транспортных средств относятся  Toyota Camry, Toyota Corolla, Toyota Avensis, Lexus RX. Эксперты компании отмечают, что по сравнению с 2007 годом список наиболее угоняемых автомобилей претерпел некоторые изменения. Несколько снизилась частота воровства  таких автомобилей как Toyota Corolla, Toyota Avensis, Lexus RX.

У многих петербургских страховщиков на тот же Mitsubishi Lancer выставлены заградительные тарифы по КАСКО – от 16% и выше от стоимости машины. Любопытно, что эта модель даже не попала в общероссийский список автомобилей с самой дорогой страховкой по риску «хищение», подготовленный Росстрахнадзором. Согласно нему, в группу моделей с повышенными страховыми тарифами по риску «угон» попали дорогие внедорожники, просторные семейные седаны и несколько моделей Lada. Страховые тарифы по этому риску превышают средние значения и могут достигать 9,6%.

Страховщики принимают автомобили всех марок и моделей независимо от степени их воровства, просто в зависимости от степени риска «хищения» на различные автомобили устанавливаются разные тарифы. В Росстрахнадзоре говорят, что у большинства СК есть группы автомобилей, страховка которых от угона может оказаться дороже, чем на остальные модели, вне зависимости от объективных показателей.

«Черные списки» постоянно меняются

Обычно СК регулярно проводят мониторинг статистики по угонам, и на основании полученных данных, вносят изменения в свою тарифную политику. Так, компания РЕСО-Гарантия месяц назад снизила на 80% тариф по хищению при страховании автомобилей Mazda 6 (2008-2009 гг. выпуска) и на 90% - на Mazda BT-50 для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. По данным Управления Безопасности РЕСО-Гарантия по Северо-Западному федеральному округу, если в 2008 году различные модели Mazda были самыми угоняемыми (в сравнении с другими марками, застрахованными в компании) и составляли почти 13% от общего числа угонов, то в начале 2009 г., по сравнению с аналогичным периодом 2008-го, уровень угонов Mazda сократилось в 2 раза.

Северо-Западная дирекция РОСНО по итогам 2008 года в список особо рисковых автомобилей включила марки Lexus GS, которые до этого считались трудно угоняемыми, но сняла ограничения с Toyota RAV4. «На дорогие машины мы  требуем установки спутниковой противоугонной системы, для недорогих - противоугонный комплекс, включающий иммобилайзер и механику, - говорит заместитель директора Северо-Западной дирекции РОСНО Владислав Анисимов. - Максимальный тариф по риску «угон» для рисковых автомобилей составляет 7%».

Поскольку КАСКО – добровольное страхование, то каждая страховая компания определяет свой перечень требуемого оснащения конкретной марки и модели автомобиля при принятии ее на страхование. По словам Сергея Бровко, управляющего по маркетингу филиала РЕСО-Гарантия в Санкт-Петербурге, в части дополнительных требований по противоугонным системам, в его компании до февраля 2009 г. действовало дополнительное соглашение о составе противоугонных систем к договору страхования. В данном документе были прописаны конкретные требования по противоугонным системам индивидуально для каждой марки модели. Сегодня требования по противоугонным системам регулируются тарифами компании. «Если страховая компания предлагает более низкий тариф при условии установки противоугонных систем, значит, она располагает информацией о наличии существенно более высокого риска угона автомобиля – без таких систем», - говорит г-н Бровко.

Некоторые страховщики, впрочем, иногда берутся застраховать дорогой автомобиль без спутниковой противоугонной системы. Заместитель директора ООО «СК «Капитал-полис страхование» Юлия Николаева: «На застрахованном у нас по КАСКО автомобиле стоимостью более 7 млн рублей имеются только штатные системы. Однако автомобиль ездит с машиной сопровождения и хранится на территории частного дома, - рассказывает она. – Другая же машина, принадлежащая консульству, оснащена спутниковой системой (по желанию владельца) несмотря на непопулярную в нашей стране марку, год выпуска (ранее 2000 года) и стоимость менее 400 тысяч рублей».

Спутники не спасают от угона

Между тем, спутниковые противоугонные системы (СПС) уже не рассматриваются ни страховыми компаниями, ни их клиентами как панацея от угона, отмечает коммерческий директор ООО «Аларм» Владимир Тихеев. «Практически всегда СПС используются только как часть противоугонного комплекса, включающего также механические и электронные свойства защиты, - добавляет он. - Происходит уменьшение доли установки звуковых сигнализаций, так называемых «кричалок» в пользу электронных противоугонных устройств (иммобилайзеров и «секреток»). Для сигнализаций же на первое место выходит их криптостйкость, т.е. стойкость к электронным средствам взлома». Здесь безусловные лидеры – Excellent, Pandora, Magic Systems (все российские марки).

По словам Владимира Тихеева, быстро набирают популярность охранные системы на основе GSM канала, позволяющие самому владельцу контролировать состояние, а часто и местоположение автомобиля. Среди иммобилайзеров подавляющее большинство составляют системы с кодовыми реле блокировки и идентификационными метками, работающими на частоте 2,4ГГц (Pandect, Multicode, Agent). В свою очередь, автограбители стали чаще применять сложные технические средства для борьбы с штатными и дополнительными охранными системами – нейтрализаторы штатных иммобилайзеров, «глушилок» GSM, код-грабберов и пр.

Специалисты сетуют на пробелы в российском законодательстве, когда пойманный за руку угонщик может быть освобожден от наказания. «В УК есть статья «Угон без цели хищения», которая фактически является «отмазкой» для бандитских группировок, специализирующихся на автоугонах. Когда ее представителя ловят в самый первый момент вскрытия автомобиля или останавливают автомобиль в ходе рейда, и еще нет наглядных доказательств  того, что этот автомобиль намеревались продать конкретному заказчику или разобрать ее на запчасти», - комментирует Сергей Бровко.

В СК регистрируют рост страховых мошенников, которые переходят из одной компании в другую. Тесное взаимодействие подразделений безопасности страховых компаний друг с другом, а также с правоохранительными органами, позволяет отсечь значительную часть выплат мошенникам. Например, по данным службы безопасности головной компании РОСНО, предпринятые усилия и структурные изменения позволили ей в 2008 году предотвратить незаконные выплаты на общую сумму свыше 15 млн долларов (рост по сравнению с 2007 годом составил 200%).

Эксперты прогнозируют рост числа угонов, независимо от марок и моделей автомобилей. Отсюда вытекает повышенная необходимость установки на автомобилях противоугонных систем и систем сигнализации. Компании по инсталляции данного оборудования, в свою очередь, отмечают спад заказов. Так, в «Аларме» в январе-мае 2009 г. объем установок противоугонного оборудования уменьшался незначительно относительно уровня 2008 года (минус 10-12%), в мае же наметился довольно значительный спад – порядка 30%. «Причина, на наш взгляд заключается в том, что дешевые машины 2008 г. к этому моменту практически все уже проданы, автомобили 2009 года продаются плохо, а вторичный рынок еще не ожил», - считает Владимир Тихеев.

www.110km.ru

Карта сайта
(495) 940-76-77
Беломорская улица, 40

карта проезда